Зайсанский район

Хребет Саур-Сайкан

Шиликтинские курганы

Петроглифы Окей

Общая информация

Зайсанский район Восточно-Казахстанской области занимает юго-восточную часть ее территории. На юге и востоке региона протянулась граница с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая. Административным центром является город Зайсан.

Основную часть ландшафта района формируют Зайсанская и Шиликтинчкая впадины. Вместе они формируют немалый межгорный прогиб. Однако на юге территории возвышаются горные хребты Мынрак и Саур. Последний знаменит своими пиками, достигающими высот до 3500 м. И, если основная часть территории Зайсанского района – это степь и приозерные равнины, то Саур может порадовать путешественника и горными лесами, и ледниками.

Исторические памятники региона представляют времена как эпохи неолита, так и периода сакских племен. В административном центре есть архитектурные свидетельства истории прошлых ближайших столетий.

Район известен одним из крупнейших и, возможно, древнейших озер Казахстана. Это озеро Зайсан. Его возраст составляет около 70 миллионов лет. Оно имеет тектоническое происхождение и подпитывается водами рек Черный Иртыш, Кендырлык, Кокпектинка, Бугаз, Арасан, Терс-Арлык и многих других. О многомиллионном возрасте озера и окружающих его впадин свидетельствуют частые находки окаменелостей доисторических растений и организмов различного размера. От ракушек, до динозавров.

В центральном городе Зайсана работают гостиницы. Есть автовокзал, аэропорт. Если автосообщение с Усть-Каменогорском ежедневное, то воспользоваться авиатранспортом для перелета в Усть-Каменогорск возможно два раза в неделю. Одним из самых популярных туристических объектов в районе является лагерь Малый Жеменей, расположенный в горах Саур на берегу горной одноименной речки. Деревянные дома разной степени классности, оборудованные всем необходимым для отдыха в любое время года, окружают прекрасные виды живописного урочища. Здесь же действует эко ресорт “Saur Tau”, в стенах которого отдыхающие могут принять пантовые ванны или попробовать лечебные настои из местных трав.

ХРЕБЕТ САУР

На самом востоке Казахстана, возле границы с Китаем, раскинулось величественное горное царство Саур-Сайкан. Этот уголок дикой нетронутой природы стоит в стороне от населенных пунктов. Здесь нет густонаселенных пастбищ. Отсутствуют большие пашни, огороды и сады.

Немного строгих фактов о Сауре. Хребет начинается в Китае у западных окраин озера Улюнгур. Он тянется с востока на запад, где, резко понижаясь, переходит в хребет Манрак. Протяженность хребта составляет около ста сорока километров, из них чуть меньше половины — на территории Казахстана. Наивысшая точка хребта — гора Музтау (3816 м.) — располагается на территории КНР. Биоклиматические характеристики горного хребта Саур схожи с горами Южной Сибири и Среднеазиатской горной физико-географической страной. Северные склоны Саура по строению напоминают Алтай. Чем южнее, тем больше возникает сходство со среднеазиатскими горными системами.

И вот здесь возникает одна из главных удивительных особенностей этого мира – за небольшой промежуток времени путешественник может посетить и разные горные царства, и различные природные зоны. Так, например, предгорья и отроги северного Саура заняты полупустынной растительностью. Поднимаешься чуть выше и попадаешь в степь. С повышением отрогов и передовых хребтов появляются леса из сибирской лиственницы и тянь-шаньской ели. Если мы поднимемся чуть выше трех тысяч метров над уровнем моря, нас окружит царство снежных полей.

Подобное разнообразие стало залогом богатства природного мира. На территории встречается много ценных, полезных растений. Животные также чувствуют себя в горах раздольно. Саур славится большой популяцией марала – особого подвида благородного оленя. В лесах, степях и горах уживаются медведи, рыси, кабаны, волки, горностаи, куницы… Свобода от воздействия цивилизации позволяет расти редким подвидам. И местные жители, и заезжие специалисты то и дело поговаривают о том, что видели на склонах следы редчайшего снежного барса.

Саур идеален для отдыха на природе. Свежий воздух, россыпь средних и мелких рек, ручьев, родников и ключей. Множество удобных мест для стоянок и привалов. Главное, чтобы группу сопровождал опытный проводник. Местного гида всегда можно найти в туристическом лагере «Нур Жеменей».

ШИЛИКТИНСКИЕ КУРГАНЫ

Шиликтинская впадина в Зайсанском районе формирует одноименную долину. Окаймляют ее с трех сторон горы Саур, Мынрак и Тарбагатай. В плане красот ландшафта долина может похвастать только широтой степных просторов. Однако она знаменита не своей природной красотой. Здесь располагаются курганы раннего сакского времени. Количеством около 200 единиц.   

Исследование Шиликтинских курганов началось в начале прошлого столетия. В то время гидротехник из Семипалатинска Г. Н. Бокий произвел предварительное обследование будущего всемирно известного исторического памятника. А вот планомерное изучение содержимого курганов стартовало несколько позже. После серии значимых археологических открытий могильник Шиликты в 1982 году был включен в список памятников истории и культуры республиканского значения.

В начале текущего века исследования Шиликты продолжилось силами казахстанских ученых из Казахского национального университета с привлечением областных специалистов. Археологами было извлечено множество украшений и предметов быта, выполненных в знаменитом зверином стиле. Тут были и всем известные бляшки в виде оленей с подогнутыми ногами, и контурные фигурки орлов, кошачьи хищники, кабаны, рыбы, и, до сих пор населяющие Саур, архары. Уникальность данных изделий заключается в том, что найденные золотые украшения являются наиболее ранними в искусстве саков (VIII -VII вв. до н.э.).

Однако, главная находка, сделавшая Шиликты знаменитыми – это Алтын адам (золотой человек). Третий обнаруженный на территории Республики Казахстан. Но, в отличие от предыдущих, его одеяния явно свидетельствуют о высоком происхождении. Если первый Алтын адам, извлеченный из Иссыкского кургана носил позолоченные одеяния, причем изготовленные именно для обряда погребения, то шиликтинский наряд состоял из золотых пластин-бляшек и использовался владельцем при жизни. К такому выводу пришли ученые после реконструкции найденных фрагментов. На основании исследования Шиликты историки-археологи сделали вывод – именно эта местность вправе называться колыбелью сакской цивилизации.

Сейчас могильник представляет собой вскрытые для изучения курганы. Но в планах построить на этом месте музей. Подобно возведенному над курганом возле с. Берель.

ПЕТРОГЛИФЫ ОКЕЙ

На границе Шиликтинской долины и Саурских гор располагается урочище с названием Окей, которое не имеет никакого отношения к англоязычной форме согласия. От него до города Зайсан всего каких-то 35 километров. До ближайшего населенного пункта – села Талды – около трех км. В этом урочище под открытым небом круглый год действует художественная галерея наших предков. На поверхности камней наши пращуры оставили нам полотна, повествующие об их жизни и быте. По количеству петроглифы Окей уступает своему прямому конкуренту — петроглифам Мойнак, расположенным возле с. Курчум на противоположном берегу Зайсана. Но, имеют некоторые отличия, что придает изображениям в Окей индивидуальности. Так описывает памятник известный казахстанский историк З. Самашев: «При предварительном осмотре было зафиксировано более тысячи рисунков, среди которых преобладают групповые изображения животных. Имеются сцены охоты на верблюдах и лошадях. Относя в целом эти рисунки к одной изобразительной традиции, характерной для казахстанских петроглифов, необходимо отметить наличие некоторых новых элементов в стиле. В частности, здесь имеются схематические изображения животных с битреугольными и четырехугольными туловищами, что в какой-то мере сближает их с известными наскальными изображениями Сайма-лы-Таша». То есть основной отличительной особенностью картинок из Окей является преобладание сцен охоты. Что не удивительно. Саур до сих пор славится богатством животного мира в силу некоей удаленности от хозяйственной жизни человека. Естественно, присутствуют и картины, не связанные с охотой. Так, на одном из камней была обнаружена джунгарская надпись, передающая ламаистскую молитву «Ом мани пад ме хум».